Размер шрифта:
Цветовая схема:

Гигиенические требования к организациям дополнительного образования детей

Наряду с дошкольной подготовкой и общим образованием, одним из значимых элементов развития детей является дополнительное образование. Этот неотъемлемый атрибут жизни современных детей способствует развитию у них умственных и творческих способностей и расширяет кругозор.

Сегодня на рынке представлено множество частных и государственных учреждений, предлагающих всевозможную палитру досуговых и образовательных кружков и секции различной направленности (технической, художественной, естественно-научной, физкультурно-спортивной и.т.д).

Важно знать, что к организациям, осуществляющим работы и услуги по дополнительному образованию детей, предъявляются особые санитарно-эпидемиологические требования. Они установлены санитарными правилами СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

 Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности – дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают требования к размещению организаций дополнительного образования для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, к ее территории и зданию, водоснабжению, отоплению, организации образовательного процесса.

Рассмотрим основные положения. Организации дополнительного образования рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании. Вместе с этим, здания организаций дополнительного образования могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).

Размещение организаций дополнительного образования во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) допускается при наличии отдельного входа. При размещении организации дополнительного образования в помещениях, встроенных в жилые и общественные здания или пристроенных к ним, проводятся шумоизоляционные мероприятия, обеспечивающие в помещениях основного здания нормативные уровни шума.

Помещения для занятий детей дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 11 лет) размещаются не выше третьего этажа здания Входы в здания организации дополнительного образования оборудуются тамбурами или воздушно-тепловыми завесами Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в строящихся и реконструируемых зданиях организаций дополнительного образования предусматриваются мероприятия для создания доступной (безбарьерной) среды. Набор помещений здания организации дополнительного образования определяется направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.

Помещения для теоретических занятий различной направленности предусматриваются из расчета не менее 2,0м2  на одного учащегося Помещения в здании организации дополнительного образования для занятий рекомендуется размещать с учетом их функционального назначения:

- мастерские скульптуры, керамики - на первых этажах здания с выходом на участок;

- гардеробы, помещения для спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, залы для проведения зрелищных мероприятий - на первых этажах здания;

- химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, мастерские живописи - на последних этажах здания. Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека. Материалы для внутренней отделки должны быть устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами. Не запрещается использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих  проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.

Потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности и признаков поражения грибком.

При спортивных и хореографических залах оборудуются помещения для переодевания раздельно для мальчиков и девочек. Каждый занимающийся в зале обеспечивается шкафчиком или вешалкой для одежды. Туалеты обеспечиваются педальными ведрами, туалетной бумагой, мылом, электросушителем (или бумажными полотенцами, салфетками) для рук.

Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений в здании и на территории организации дополнительного образования не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях организации дополнительного образования должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий и настоящим санитарным правилам.

Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые, туалеты при спортивном зале; умывальные; туалеты для персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища. В помещениях организации дополнительного образования температура воздуха должна соответствовать следующим параметрам:

- в учебных кабинетах для теоретических занятий, в помещениях для музыкальных занятий, для занятий художественным творчеством и естественно-научной направленности, в актовом зале, лекционной аудитории: 20-22°С;

- в вестибюле, гардеробе: 18-22°С;

- в помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством: 17-20°С;

- в медицинских кабинетах, раздевальных при спортивных залах и залах хореографии: 20 - 22°С;

- в душевых: 24 - 26°С.

Для контроля температурного режима помещения для занятий оснащаются бытовыми термометрами.

Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку соответствующую ростовой группе. Не допускается использование стульев с мягкими покрытиями, офисной мебели. Мебель, спортивное и игровое оборудование, инструменты и инвентарь должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей.

Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для здоровья детей.

В организациях дополнительного образования для обучающихся организуется питьевой режим с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченной питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде.

 Все помещения по окончанию занятий ежедневно убираются влажным способом с применением моющих средств, в санитарных узлах и душевых - с применением моющих и дезинфицирующих средств. Проветривание помещений должно проводиться ежедневно во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.

Каждый работник организации дополнительного образования должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в два года), допуск к работе.

Функционирование организации дополнительного образования осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и СанПиН 2.4.4.3172-14, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.

Предлагаем родителям использовать полученную информацию при выборе для своего ребенка организации дополнительного образования с наиболее благоприятными и оптимальными условиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.